Смолина Марианна о самом главном в фотографии.
Смолина Марианна - фотохудожник, специализирующийся на детской и семейной съемке. Ее работы принимают участие во многих выставках и публикуются в различных печатных и интернет изданиях.
* Победитель конкурса Best of Russia 2016 в номинации "Займитесь счастьем":
* Призер конкурса «Семейный фотограф 2017» по версии rosphoto.com;
* Победитель премии 35 awards 2017 «100 best photos of the year» в жанре "Детская фотография. Серии";
* Победитель конкурса Best of Russia 2017;
* Победитель ежегодной международной Премии детских и семейных фотографов BICFP 2017 в номинации "Эмоции";
* Победитель международной премии Metro Photo Challenge 2018 в категории "Счастье";
* I место в ежегодной премии 2018 Russian IPA в профессиональной категории "Люди. Дети";
* Победитель ежегодной международной Премии детских и семейных фотографов BICFP 2018 в номинации "Эмоции"
Марианна, с чего начался твой путь в фотографию?
Мой путь в фотографию, как и у многих, начался в декрете. А потом затянуло и закрутило! Сначала у меня даже мысли не было заниматься художественной фотографией, меня заинтересовали фотостоки. Я подумала: «вот здорово, можно деньги зарабатывать из дома!». И пошла пробовать. Надо сказать, что на тот момент из всего процесса съемки я знала только, где та кнопка на камере, которую надо нажать)) да и нормального фотоаппарата у меня не было. Была самая обычная мыльница, с которой я пыталась сдать экзамен на один из самых известных фотостоков - «Шаттерсток». Сдавала его раз 10, все никак не получалось. Но я упертая - в итоге сдала! И потом еще долго мучилась, когда сток отказывался принимать мои фотографии, потому что они были ненадлежащего качества. Снимала все подряд, сейчас смотрю на те "художества" и мне жутко стыдно)) Но, тем не менее, потихоньку я разбиралась, что такое диафрагма, выдержка и иже с ними. А потом наткнулась на инстаграм Лены Карнеевой и пропала. Мне так захотелось делать такие же волшебные картинки, что я, как только выдалась такая возможность, пошла к ней на мк. С этого события, как я считаю, и начался мой путь как в художественной, так и в коммерческой фотографии. С этого момента прошло около трех лет.
Твои фотографии отличаются: в них чувствуется ностальгия и любование детством разных поколений. Что служит источником вдохновения для этой темы ?
В первую очередь, бесконечным источником вдохновения для меня является мой сын. Большинство моих любимых кадров снято благодаря ему. Я наблюдаю, как он растет, подмечаю какие-то особенные моменты, которые хочется оставить в памяти, и они складываются в кадры.
Но помимо этого, я еще очень хорошо помню, как сама была маленькой. Ужасно скучаю по каким-то воспоминаниям из своего детства, и часто эти эмоции выливаются в виде фотографий. И третий мой источник вдохновения - это ретро-открытки и работы некоторых художников)
Для многих семейных детских фотографов главный источник вдохновения - это собственные дети. Расскажи о проекте «Федькина молодость» ?
Я с рождения сына веду фотодневник под названием «Федькина молодость» сейчас вот закончила уже третий том. Когда я даже не думала становиться фотографом, я четко для себя понимала, насколько важно сохранить все самые важные моменты нашей жизни. Записывала все: когда первый раз искупался в ванночке, когда первый раз перевернулся, когда первый раз смог собрать пирамидку. Все это сопровождала фотодоказательствами, зачастую сделанными на камеру телефона, но от этого не становившимися менее важными. Потом там стали появляться его смешные высказывания и просто случаи из жизни. И фотографии, много-много фотографий!! И я так рада, что я это делаю! Ведь человеческая память не может удержать все детали. Уже сейчас навскидку я многое не вспомню, а что будет лет через 10? Но у нас есть куда подсмотреть, чтобы вспомнить:) всем своим подругам, собиравшимся рожать, я советовала - не ленитесь, записывайте, сохраняйте. У нашего поколения у всех же есть какой-то свой детский фотоальбом, который так иногда приятно пересмотреть в один из зимних вечеров:) А наши дети этого скорее всего будут лишены, потому что в наш современный век цифровые фотографии тоннами лежат непонятно где.. и разобрать эту фотосвалку через год-два-десять - просто непосильная задача! Но меня никто не слушает! Все подружки - лентяйки)) но я все равно стою на своем и продолжаю твердить - если не записываете, то хотя бы делайте фотоальбомы!! Это так важно, увидеть через 20-30-40 лет себя маленького, смешного, несуразного. Папу молодого. Маму красивую. Очень важно.
У Феди будет такая книжка. И я очень рада тому, что пока держусь, не бросаю и нахожу на это время)
Это очень хорошо чувствуется в твоих фотографиях; идея, мысли, эмоции хорошо читаются в снимках. Согласна с величайшей ценностью сохранения памяти о разных периодах жизни семьи. А что касается коммерческой фотографии: возможно так же прочувствовать и снять других детей? Людей, которых впервые видишь на съемке? Что самое важное , по твоему мнению, в съемке малознакомых людей?
Незнакомых людей, конечно, снимать сложнее. Все друг друга стесняются, по началу чувствуют себя неловко..)) Мне кажется самое главное в такой съемке - это найти контакт) тогда всем будет комфортно. И еще - «не отсвечивать», максимально слиться с окружающей средой))) я обычно так и прошу вести себя клиентов на коммерческих съемках: представить что меня тут нет. Тогда получается некий элемент "подсматривания". На мой взгляд, это более честная съемка, чем откровенное позирование. Хотя, конечно, общие рекомендации я всегда даю, и где-нибудь из-за угла люблю что-то посоветовать..)))
Какие для тебя важные составляющие настоящей фотографии?
Ну, начнем с того, что понятие "настоящая фотография" весьма эфемерное, поскольку все в нашей жизни относительно, и сколько людей - столько мнений. Существуют такие профессиональные составляющие фотографии, как новизна и оригинальность идеи, свет, композиция, динамика, цветовое и тональное единство.. это все безусловно важные вещи, но нередко так бывает, что технически правильная фотография не находит отклика у зрителя. Почему? А вот фиг знает. Поэтому для меня главная составляющая настоящей фотографии основывается на "методе ёка" - это когда увидел фотографию, и при этом чувствуешь, как ёкает твое сердце)) Не объяснить по-другому, простите) самая правильная составляющая, как по мне. Потому что самое важное для меня при создании работ - достучаться до сердец зрителей. Как бы пафосно это не звучало, не всегда это получается, к сожалению. Ёкает-то у всех от разных вещей))
Да, искусство строится на этой самой главной вещи: достучаться до сердца, тронуть чувства. А фотография - это искусство. Марианна, что ты думаешь о современных тенденциях и стилях в коммерческой семейной фотографии ?
Я выделяю две основные тенденции в настоящий момент - это так называемая «сказочная» фотография и лайфстайл съемка. И то, и то имеет право на жизнь и мне нравится) Если, конечно, сделано со вкусом и душой.
Что нужно современному семейному фотографу, чтобы выделяться среди конкурентов?
То, что было нужно всегда художникам всех времен - свой стиль, свое виденье, оригинальные идеи.. и тут опять хочется вспомнить про метод Ёка) если вы можете снять такой кадр, чтобы у зрителя ёкнуло сердце, сможете передать ему ваши эмоции через фотографию - тогда он вас запомнит и будет выделять среди остальных.
Как ты считаешь, каким должно быть развитие фотографа в профессии ? Что нужно делать, чтобы всегда быть востребованным ?
Очень сложный, неоднозначный вопрос, о котором я часто размышляю в последнее время. Идеальный путь развития фотографа, на мой взгляд - это съемка сюжетов и историй, которые трогают сердца людей, или заставляют задуматься о чем-то по-настоящему важном, но при этом, чтобы творчество сочеталось с коммерцией. На практике так бывает достаточно редко. Если брать за пример художников - многие из них были признаны после смерти:) а при жизни их работы не покупались, хотя потом уже были признаны великими. Так и с фотографией, мне кажется. Да и во многих других сферах. Есть определенный мэйнстрим, который хотят и готовы покупать большинство. Творчества, идеи в этом мэйнстриме часто нет совсем, но люди видят красивую яркую обертку и идут за ней. Поэтому чаще всего фотограф сталкивается с выбором - что снимать? Мэйнстрим ради заработка или вкладывать душу в творчество. В идеале эти две ниши нужно совмещать, или хотя бы находить время и силы и на то, и на другое. А на практике многие забивают на творчество ради заработка. Это можно понять: любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда..) но жаль.
Камень преткновения: делать то, что понятно и востребовано или являть миру своё уникальное чувствование через фотографию. Мне хочется верить, что есть путь раскрытия своего истинного творческого подхода не лишенный коммерческого успеха. «Находить время на свои идеи» - возможно путь к большой фотографии и известности. Насколько ты видишь такой вариант развития для себя ?
Мне бы очень хотелось в него верить:) Известность и большие деньги - хочу, хочу, хочу))) кто не хочет-то..)) Вообще, фотография - это моя большая любовь. Я долго искала себя, чем только не пробовала заниматься. Нашла и поняла - это оно. Но как-то сразу для себя решила, что фотографировать буду исключительно то, что мне нравится. Например, я никогда не соглашаюсь на съемку свадеб в ресторанах. Не даю мастер-классы, не провожу воркшопы. Не хочу, мне не нравится. А если делать то, что не нравится, то зачем вообще заниматься фотографией? Можно остаться сидеть в офисе и делать нелюбимую работу там. Уныло, зато стабильно. Я так не хочу. Но жизнь, конечно, вносит свои коррективы.. Приходится несколько подстраиваться под запросы аудитории. Потому что художник, конечно, должен быть голодным, но детей хочется кормить нормально..) Я всегда буду стараться основное внимание уделять своей потребности в самовыражении, своим идеям и задумкам.
Марианна, ты затронула очень важную тему: о ведении визуального дневника памяти для будущего, для того чтобы подарить огромные ценности своему ребёнку, когда он повзрослеет. Что ты посоветуешь семьям не фотографов?
Совет один - не лениться. Надо все записывать и делать фотокниги. Есть фотограф в семье, нет фотографа - это не важно. Первая моя Федькина книга полностью составлена из фотографий с сотового и мыльницы. Но она нисколько не теряет своей ценности при этом. А ради красивых фото можно приглашать семейного фотографа пару раз в год)